Суриков Вас. Ив

Суриков Вас. Ив

СУ́РИКОВ Вас. Ив. (1848—1916) — живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника-мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где учился в 1869—76 в АХ у П. П. Чистякова. Еще студенческие работы обратили на себя внимание неординарностью. Его композиции публиковались в журналах, он исполнил в эти годы неск. видов Петербурга и бытовых сцен, в 1870 написал первую большую картину "Вид памятника Петру I на Исаакиевской пл.", приобретенную Кузнецовым. Тогда же С. исполнил серию рисунков "Картины из деяний Петра Великого на Севере" для одноименной книги М. К. Сидорова.

Первая большая работа С. в жанре ист. живописи — "Княжий суд" (1874), отличавшаяся смелым для того времени колористич. решением, свободной композицией, введением бытовых деталей и конкретной историчностью в изображении. В том же году художник написал на евангельский сюжет картину "Милосердный самарянин", решенную полемически заостренно по отношению к знаменитой гравюре Рембрандта и отличающуюся той яркостью и полнотою красок, к-рые выделяют С. среди всех русских художников его времени. Эту картину, принесшую С. малую золотую медаль АХ, он подарил П. И. Кузнецову, передавшему ее позже в Красноярский музей. Завершением академич. периода его творчества стала картина "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом-Агриппой, сестрой его Береникой и проконсулом Фестом" (1875). Сюжет был решен смело, свободно, художник создал сложную многофигурную композицию. Эти историч. полотна на традиционные для Академии сюжеты подготовили рождение С. как рус. историч. живописца.

С 1877 до конца жизни С. жил в Москве, в первые годы исполнил 4 фрески "Вселенские соборы" для храма Христа Спасителя (сохр. одна фреска и неск. эскизов), близко сошелся с И. Е. Репиным и Л. Н. Толстым. С 1881 участник выставок Т-ва передвижных худож. выставок, чл. к-рого состоял до 1907. Много путешествовал по России и за границей, регулярно ездил на родину. Поездки отразились в многочисл. картинах и еще более в эскизах, рисунках, акварелях, запечатлевших пейзажи Сибири, Италии, Испании, Швейцарии, их архитектурные памятники и жанровые сцены. На творчество С. оказало влияние глубокое изучение зап.-европ. живописи, прежде всего венецианских мастеров (Веронезе, Тициана, Тинто-ретто) и особенно Веласкеса; из совр. зап. художников его особенно привлекали Э. Делакруа, К. Коро. Национальное и реалистич. по своему мироощущению иск-во С. выделяется необычным для рус. художников его времени вниманием к решению сложных живописных и композиц. задач. Наряду с ист. полотнами С. писал пейзажи, среди к-рых виды природы и архитектуры Сибири, едва ли не впервые запечатленные им, писал и многочисл. портреты, особенно своих сибирских знакомых, и этнографич. зарисовки разл. сибирских народов. Но для истории культуры он — создатель всего нескольких картин, между к-рыми были в осн. подготовит. работы.

Все эти картины, за искл. "Взятия снежного городка" — исторические: С. целиком связал свою жизнь с историч. жанром, по складу дарования был историч. художником, и его иск-во — вершина рус. историч. живописи.

Уже первое крупное полотно "Утро стрелецкой казни" (1878—81) показало рождение новой живописи. Вслед за тем С. создает "Меншикова в Березове" (1881—83), затем совершает поездку в Зап. Европу, где в музеях Германии, Франции, Австрии и особенно Италии изучает творчество старых мастеров, более всего венецианцев, оказавших большое влияние на его колорит. Кроме множества этюдов и акварельных пейзажей итал. достопримечательностей, в Риме С. написал искрящуюся радостью большую картину "Из римского карнавала", показанную на выставке передвижников в 1885. По возвращении С. пишет свою третью историч. картину — "Боярыню Морозову" (1884—87), задуманную еще в 1881. Все эти картины, посвященные самым трагич. моментам рус. истории, были приобретены П. М. Третьяковым; следующие полотна С. приобретались для имп. собраний и вошли в коллекцию Русского музея.

Со смертью жены в 1888 С. впал в депрессию, бросил живопись, полтора года жил в Красноярске, обратившись к чтению священных книг. Затем, написав "для себя" "Исцеление слепорожденного" (1889, показана публике в 1893) и серию портретов сибирских знакомых, создал один из своих шедевров — "Взятие снежного городка" (1889—91), с ее звонкими цветовыми пятнами, динамичной картиной нар. веселья. В этой картине впервые нет трагедии, и в последующих историч. полотнах, хотя и посвященных роковым эпизодам и персонажам, народ станет представать как единое целое, без противоборства сил. В поздних ист. полотнах С. продолжает тему народа как творца истории. Для "Покорения Сибири Ермаком" (1891—95) С. объехал более 4 тыс. км по Сибири, прошел путем войск Ермака, работал в моск. и сибирск. музеях. В 1895 художник начинает работать над "Переходом Суворова через Альпы" (ок. 1899), в 1897 в Швейцарии прошел весь суворовский маршрут.

В 1899 С. посетил Кавказ, в последнее десятилетие жизни трижды был в Крыму, создав рисунки и акварели с видами морских берегов и гор, в 1900 вновь был в Италии, а в 1910 посетил Испанию, где много работал, изучал картины старых мастеров, особенно Тинторетто, писал этюды на исп. темы. В теч. многих лет он работал над картиной "Степан Разин" (1887—88, 1901—06; в 1909—11 картина была переработана и отправлена на международную выставку в Рим). Последней законченной историч. работой стало "Посещение царевной женского монастыря" (1912, местонахожд. неизвестно). Картина "Благовещение" (1915), не удовлетворявшая самого художника, стала последней в его творчестве. Сохранились эскизы к картинам "Красноярский бунт 1695—98" (1900-е гг.), "Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами" (1909—15), несколько подготовит. работ о Е. Пугачеве (1909—11). Неск. раз художника привлекали к иллюстрированию книг; в том числе он выполнил неск. рисунков для "Царской охоты" И. И. Кутепова. К 1900-м гг. относятся также многочисл. автопортреты. В последние годы жизни С. особенно часто бывал в Красноярске, в 1909 там в здании Купеч. об-ва по его инициативе была открыта рисовальная школа.

С. ставили в ряд с Шекспиром и Пушкиным. А более всего он в ряду с М. И. Мусоргским — у обоих одинаковое по своей глубине видение прошлого, высота трагич. подъема, одинаковая трагич. напряженность развития темы. Наряду с этим, С. может быть поставлен рядом с Л. Н. Толстым, создавшим специфически русский тип историч. романа-эпопеи.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Суриков Вас. Ив" в других словарях:

  • Ферамен — др. греч. Θηραμένης Род деятельности: афинский стратег Дата рождения: около 455 года до н. э …   Википедия

  • Фемистокл — греч. Θεμιστοκλῆς …   Википедия

  • Аристид — греч. Ἀριστείδης …   Википедия

  • Кимон — греч. Κίμων …   Википедия

  • Павсаний (полководец) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Павсаний. Павсаний греч. Παυσανίας Род деятельности: спартанский полководец …   Википедия

  • Клеон — др. греч. Κλέων Род деятельности: афинский политик Дата рождения: около 470 г. до н. э …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Битва при Микале — Греко персидские войны …   Википедия

  • Битва при Платеях — Греко персидские войны …   Википедия

  • ВИЦИН Георгий Михайлович — (23 апреля 1918, Петроград 22 октября 2001, Москва), рассийский актер театра и кино, народный артист СССР (1990). Актерское образование Георгий Вицин получал в театральных училищах имени Щепкина (1933 1934), имени Вахтангова (1934 1935). Затем он …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»